Обгонная муфта генератора: что это, строение, принцип действия

Не многие знают, что в автомобилях есть так называемое одностороннее сцепление. Обгонная муфта — это устройство, которое защищает ведущий вал, если ведомый вал внезапно начинает вращаться с большей скоростью, чем ведущий. Это означает, что обгонная муфта, также известная как односторонняя муфта, предотвращает передачу крутящего момента с ведомого вала на ведущий вал.

Строение обгонной муфты генератора

Наиболее удачные и хорошо зарекомендовавшие себя муфты бывают двух типов:

  • фрикционные муфты;
  • трещотка.

    Обгонный шкив генератора: что это такое, конструкция, принцип работы

Муфты фрикционного типа бывают подразделяются на следующие разновидности:

    • с ленточными механизмами;
    • пружинные механизмы;
    • клиновые муфты с обгонным клином.
    • радиальные обгонные муфты;
    • с осевой блокировкой;

Наиболее распространенными типами обгонных роликовых муфт, используемых в автомобилестроении, являются клиновые и пружинные муфты.

Строение обгонных муфт:

Обгонная муфта генератора переменного тока: что это такое, конструкция и принцип работы

  1. Внешнее кольцо. Внешнее кольцо соединено со шкивом.
  2. Внутренний шкив. Внутреннее кольцо соединено с якорем — валом генератора.
  3. Шкивы расположены в два ряда. Это соединительные элементы между наружным и внутренним кольцом. Первый ряд роликов — это игольчатые подшипники. Второй ряд состоит из фигур специальной формы, которые свободно катятся в клетке и выполняют роль ограничителя.
  4. Контактная пластина с установленным в ней уплотнительным кольцом.
  5. Рукав имеет цилиндрическую форму.
  6. Рукав с наклонными плоскостями.
  7. Пластиковая крышка.
  8. Прокладка из эластомерного материала.
  9. Профиль со шлицами.

    Обгонная муфта генератора переменного тока: что это такое, конструкция, принцип работы

Важно! Не превышайте скорость вращения муфты генератора без кожуха.

Для чего нужна обгонная муфта генератора

Обгонная муфта установлена на шкиве на валу генератора.

Читайте также:  Очистка форсунок

Обгонная муфта генератора переменного тока: что это такое, конструкция, принцип работы

Обгонный шкив принимает на себя большую часть нагрузки. Во время работы двигателя автомобиля, когда топливно-воздушная смесь воспламеняется в отверстиях цилиндров, коленчатый вал разгоняет наружное кольцо муфты генератора. Стопорные ролики смыкаются и начинают удерживать внешнюю и внутреннюю обоймы вместе, тем самым передавая вращательное движение на якорь, т.е. вал генератора начинает вращаться.

Во время работы двигателя, когда рабочие камеры цилиндров не воспламеняются и происходит сжатие, коленчатый вал двигателя тормозится, и внутреннее кольцо, которое находится на валу генератора, начинает обгонять внешнее кольцо, соединяющее шкив и ремень с коленчатым валом. Чтобы не повлиять на вращение коленчатого вала и не сломать ободную муфту генератора, в конструкции муфты предусмотрена такая ситуация. А именно, когда вал генератора вращается быстрее коленчатого вала, стопорные ролики вдавливаются в специальную канавку или поворачиваются вбок и таким образом разъединяют внутреннее и наружное кольца. После разделения внутреннее и внешнее кольца вращаются независимо друг от друга.

Обгонная муфта генератора переменного тока: что это такое, конструкция, принцип работы

Такая конструкция и принцип работы сцепления предотвращают негативный эффект инерции. Если оба сцепления не были вовремя отключены, ремень проскальзывал и нагружал валы двигателя внутреннего сгорания и генератора переменного тока.

Диагностика обгонной муфты

Когда начали использовать односторонние сцепления, срок службы ременной передачи и других деталей увеличился примерно в 6 раз. Шум от ременной передачи и периодические вибрации также были снижены.

Если хотя бы одна часть сцепления изношена и не работает, сцепление обычно блокируется.

Каков срок службы муфты генератора переменного тока? Ответ: 100 000 километров.

Что будет, если муфту заклинит?

Если сцепление заклинивает, подшипники сцепления перестают вращаться и не перемещаются по торцам вкладышей сцепления, ременная передача превращается в обычную, т.е. без защитного действия силы инерции. Это означает, что если валы двигателя и генератора вращаются с разной скоростью, ремень быстро изнашивается, а если ремень очень прочный, могут износиться детали двигателя.

Читайте также:  Датчик положения дроссельной заслонки: что это, для чего, неисправности

Обгонная муфта генератора переменного тока: что это такое, конструкция, принцип работы

Признаки поломок обгонной муфты:

  1. Ремень начинает сильно подпрыгивать, т.е. возникают вибрации.
  2. При запуске с места (когда двигатель холодный) ремень издает свистящий, скрипящий звук.
  3. В натяжителе ремня слышен щелкающий звук.

Сломанные части сцепления выглядят следующим образом:

Обгонная муфта генератора переменного тока: что это такое, конструкция, принцип работы

Проверка снятого генератора с муфтой:

    • Закрепите фитинг с помощью отвертки через отверстие в крышке. При заблокированном фитинге внешнее кольцо должно вращаться только в одном направлении. Одна сторона должна вращаться легко, другая — нет. Это хорошая сцепка. Если он вращается в обе стороны, сцепление неисправно.

      Обгонная муфта генератора переменного тока: что это такое, конструкция, принцип работы

Если это не помогает, рекомендуется заменить сцепление на новое, иначе вам придется очень часто заменять ремень генератора и слышать свист ремня.

Замена обгонной муфты

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Ослабьте ремень генератора.
  2. Снимите генератор переменного тока.
  3. Снимите сцепление.

    Обгонная муфта генератора переменного тока: что это такое, конструкция, принцип работы

    Обычно его легко удалить. Однако его можно закрепить с помощью болта Torex (биты для такого болта имеют маркировку T). Биты поставляются в наборах гаечных ключей.

  4. После снятия старого сцепления устанавливается и собирается новое.

    Обгонная муфта генератора переменного тока: что это такое, конструкция, принцип работы

Сцепления не подлежат ремонту, как и подшипники. Но есть люди, которые хотят и могут возиться с односторонним сцеплением, чтобы заставить его снова работать.

При установке нового сцепления убедитесь, что все внутренние поверхности закрыты пластиковой крышкой. Без него вода, пыль и грязь быстро попадают внутрь устройства и сокращают срок его службы.

Сколько стоит обгонная муфта

Цена муфты генератора зависит от марки и модели автомобиля:

  • Если вы покупаете оригинал, то для автомобилей класса «В», «С» обгонная муфта будет стоить до 3000 рублей.
  • Для автомобилей класса «D» цена составит до 4000 р.
  • Для автомобилей представительского класса сцепление будет стоить до 12 000 рублей. Генераторы в дорогих автомобилях имеют большие размеры.

При замене обгонной муфты рекомендуется сразу же заменить ремень генератора, натяжитель и приводные ролики.

Вышеуказанные цены указаны для оригинальных запасных частей. Если брать китайский, то от 700 рублей.

Видео

Это видео является образовательным. Здесь наглядно показан принцип одностороннего сцепления.

Одностороннее сцепление Ina.

Это видео предназначено для начинающих инструкторов. Клиноременная передача двигатель-генератор.

Разборка и капитальный ремонт.

Как проверить обгонную муфту своими руками.

Читайте также:  Заправляем кондиционер в машине самостоятельно
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомеханик.ру