Трос ручного тормоза: замена, регулировка

Ручной тормоз, он же стояночный тормоз, он же ручной тормоз, — это тормозное устройство задних колес, обязательное для всех автомобилей. Со временем ручной тормоз ослабевает, трос ослабевает, а когда его уже не достать, ручной тормоз постепенно изнашивается.

Виды ручного тормоза

В зависимости от марки и модели автомобиля стояночные тормоза классифицируются по типам и функциям следующим образом

  • механический;

    Трос ручного тормоза: замена, регулировка

    Приводная стояночная тормозная система механического типа: 1 — кнопка блокировки рычага; 2 — рычаг включения стояночного тормоза; 3 — крышка; 4 — тяга; 5 — уравнительный трос; 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — трос; 9 — крышка троса

  • гидравлический

    Трос ручного тормоза: замена, регулировка

  • электромеханический (также электронный);

Трос ручного тормоза: замена, регулировка

Трос ручного тормоза: замена, регулировка

  • пневматический

    Трос ручного тормоза: замена, регулировка

    На грузовиках установлены пневматические ручные тормоза. Гидравлические тормоза используются редко.

    Трос ручного тормоза: замена, регулировка

Наиболее распространенным типом ручного тормоза является механический тормоз. Легковые автомобили обычно оснащаются механическими или электронными стояночными тормозами.

Устройство стояночного тормоза

Основным компонентом, приводящим в действие тормоз, является трос. Кабель состоит из большого количества очень тонких проводов диаметром 0,01 мм. Эти маленькие провода скручиваются в один кабель. Если кабель состоит из одного провода, он менее надежен, так как это одножильный кабель, который легко повредить. Материал троса — высокопрочная сталь.

На рисунках показан механизм механического стояночного тормоза.

Трос ручного тормоза: замена, регулировка

Привод стояночного тормоза механического типа: 1 — кнопка блокировки рычага; 2 — рычаг привода стояночного тормоза; 3 — крышка; 4 — трос; 5 — уравнительный трос; 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — трос; 9 — крышка троса

Трос ручного тормоза: замена, регулировка

Структура барабанного тормозного механизма заднего колеса: 1 — гайка крепления ступицы; 2 — ступица колеса; 3 — пружина нижней тормозной колодки; 4 — тормозная колодка; 5 — направляющая пружина; 6 — колесный цилиндр; 7 — верхняя тормозная колодка; 8 — разжимная тяга; 9 — штифт рычага стояночного тормоза; 10 — рычаг стояночного тормоза; 11 — диск тормозного механизма

Кабели закаляются и смазываются в процессе производства, чтобы максимально снизить силы трения, возникающие в оболочке кабеля.

В предыдущей статье я рассказал, как заменить тормозные колодки вручную. Взгляните на это.

Снаружи кабель обмотан металлической проволокой и покрыт пластиком (прорезиненным пластиком). На концах оболочка кабеля имеет специальные стальные оболочки, гильзы, которые запрессовываются.

Трос ручного тормоза: замена, регулировка

1 — рычаг; 2 — кнопка; 3 — пружина штока; 4 — шток защелки; 5 — крышка; 6 — передний трос; 7 — направляющая заднего троса; 8 — проставка; 9 — возвратная пружина; 10 — шток проставки; 11 — рычаг колодок тормоза; 12 — задний трос.

Принцип работы ручного механического тормоза с барабанными тормозами:

  1. Водитель поднимает рычаг тормоза, пока не раздастся сильный щелчок. Если трос слишком тугой, то надеть его на первую защелку можно только с большим усилием. Если он слабый, то даже на последней защелке тормозные колодки не заблокируют колеса на 100%.

    Трос ручного тормоза: замена, регулировка

  2. Тяга тянет основной кабель, а вспомогательные кабели протягиваются через монтажный кронштейн.
  3. Рычаг, находящийся внутри тормозного барабана, начинает вращаться, а распорная планка равномерно распределяет колодки, заставляя их прижиматься к барабану и не давая ему вращаться.
  4. Когда ручной тормоз отпускается, трос отпускается, пружины в барабанах перемещают распорную планку и рычаг (тот, что в барабане) назад, колодки сжимаются и больше не прижимают свои колодки к барабану.

Принцип работы механического ручного тормоза одинаков для дисковых тормозов. Трос тянет за рычаг, который, в свою очередь, сжимает тормозной диск. Рычаг в дисковых тормозах установлен на задней части ступицы и снаружи.

Принцип работы электронного ручника:

  1. Водитель грузовика нажимает кнопку ручного тормоза, электронный блок получает команду.

    Трос ручного тормоза: замена, регулировка

  2. Контроллер запускает 2 электродвигателя с редукторами, которые установлены на задних колесах.
  3. Двигатели сжимают тормозные колодки вокруг диска. Датчик определяет, насколько сильно сжаты колодки. Если тормозные колодки износились, они будут сжиматься с большей силой.
  4. Электромеханический ручной тормоз также можно отключить нажатием кнопки.

Плюсы электронного тормоза:

  • Если водитель забывает отключить стояночный тормоз, контроллер отпускает колодки при запуске двигателя и начале движения автомобиля.
  • Чтобы отпустить задние колеса, водитель не может отключить тормоз простым нажатием на него. Сначала необходимо запустить двигатель, пристегнуться, поставить ногу на тормоз и нажать на кнопку.
  • На автомобилях с электрическими тормозами имеется кнопка Auto Hold. Когда автомобиль останавливается с работающим двигателем, блокировка колес включается автоматически. Это позволяет водителям стартовать с места на переменном уклоне.

Электронные тормоза более надежны, чем механические, хотя у электрических тормозов есть недостаток — они не работают при разрядке аккумулятора. Механические тормоза просты по конструкции, но частой причиной отказа или снижения эффективности является загрязненный, растянутый или сломанный трос.

Регулировка стояночного тормоза

Если колодки в порядке, т.е. тормозные накладки не полностью изношены, можно отрегулировать только трос стояночного тормоза.
Регулировка троса стояночного тормоза обычно выполняется непосредственно в салоне автомобиля. Кронштейн натяжения троса закрыт декоративной пластиной в районе рукоятки ручного тормоза.
Если возможно, автомобиль следует припарковать на испытательной яме или эстакаде и проверить целостность всех механизмов тормозной системы.
Если проверка не выявила никаких проблем, таких как поврежденный кабель и т.д:

  1. Поднимите ручку ручного тормоза до упора. Обычно это 4-5 нажатий на крючок.
  2. Снимите декоративную крышку, закрывающую узел регулировки натяжения стояночного тормоза.
  3. Используя гаечный ключ 12 мм, поверните центральную гайку по часовой стрелке — это процесс натяжения троса. Одновременно проверьте вращение задних колес, чтобы убедиться, что они вращаются при таком натяжении. Если вы все еще можете повернуть колесо, продолжайте вращать гайку.
  4. Отпустите рычаг тормоза. Если это не ослабит колеса, ослабьте гайку на пол-оборота.

После регулировки стояночного тормоза проверьте, работает ли он при наклоне 10-15 градусов.

Как заменить стояночный тормоз

Если после регулировки стояночный тормоз не работает, его трудно удержать, а трос затянут до упора, его пора заменить.

Для замены главного кабеля или тех, что идут к колесам, также оставьте автомобиль на смотровой канаве.

В салоне автомобиля снимите крышку у основания ручного тормоза и открутите гайку, которая использовалась для регулировки. Для вспомогательных кабелей отсоедините регуляторы, повернув их на 90 градусов.

Снимите тормозной барабан и тормозные колодки, с помощью отвертки вытащите конец троса из гнезда на рычаге распределителя. С помощью плоскогубцев разблокируйте пружинный фиксатор и снимите его с диска.

Смазка для тросика ручного тормоза

Лучше смазывать кабель смазкой, которая обладает хорошей устойчивостью к окислению и высокой температурой плавления.

Кабельная смазка Lithol 24 является превосходной. Можно также использовать иностранные эквиваленты.

Использованное или промытое масло не подходит для смазки кабеля. Такие масла не обладают консервирующими свойствами и содержат серу с водой, что приводит к окислению.

Видео

В этом видеоролике показано, как заменить кабель.

Замена кабелей в Nissan X-Trail.

Регулировка ручного тормоза для Nissan Qashqai.

Как работает стояночный тормоз.

Читайте также:  Рычаг передней подвески: что это, поломки
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомеханик.ру